С 22 по 25 апреля 2015 года в отеле «АВАНТЕЛЬ Клаб Истра», расположенном в Истринском районе Московской области, прошла III-я профессиональная конференция лидеров рынка тахографов и мониторинга транспорта. Конференция включала в себя два основных блока: первый – был полностью посвящен выступлениям участников, в число которых вошли представители государственных органов ФБУ Росавтотранс, ГУОБДД МВД России, общественных и некоммерческих организаций, лидеры рынка мониторинга транспорта, представители мастерских по установке тахографов и интеграторов, занимающихся М2М решениями. В рамках второго блока прошли круглые столы и учебные курсы. На состоявшемся мероприятии выступили представители государственных и общественных организаций, принявшие участие в сессии вопросов - ответов с представителями государственных и общественных организаций.
Заместитель генерального директора ФБУ Росавтотранс Армен Гургенович Хачатрян выступил с докладом, а также ответил на вопросы участников конференции. Он напомнил об изменениях, которые ждут российское законодательство о тахографах. В частности речь идет об уже принятом исключении из Приказа № 36 транспорта сельхозпроизводителей, который отныне не попадает под требования обязательной установки тахографов. Это касается специальных автомашин, молоковозов, скотовозов, принадлежащих сельхозпроизводителям, а также транспортных средств категорий 2, зарегистрированных на сельхозпроизводителей и осуществляющих перевозки в регионе, в котором они стоят на учете, и в граничащих с ним регионами. Также будут внесены небольшие поправки по специальным транспортным средствам и устранены небольшие недочеты, опечатки, выявленные в Приказе № 36. Пока конечная редакция еще не размещена на сайте regulation.gov.ru, поскольку находится на этапе межведомственного согласования. Однако, как подчеркнул Хачатрян, приказ практически уже согласовали, и в скором времени его конечная редакция обязательно появится.
По словам генерального директора ФБУ Росавтотранса, сегодня есть много вопросов, касающихся неких нормативно-правовых пробелов, связанных с отсутствием детальных требований к мастерским, осуществляющим ввод в эксплуатацию, ремонт, обслуживание тахографов; отсутствием регламентированного порядка контроля для контрольно-надзорных органов, отсутствиемпорядка выдачи карт и детального порядка взаимоотношений «водитель — предприятие». Работа над решением всех этих вопросов уже ведется.
В этом году, отметил Хачатрян, завершаются опытно-конструкторские работы по созданию новой универсальной платформы тахографа. В результате получится новый прототип ботового устройства с онлайн и обратной связью. В нем решены все вопросы, касающиеся средств измерения, устранены проблемы, связанные с защищенным исполнением датчика движения, а также присутствуют дополнительные механизмы защиты от манипуляций, выявленных на протяжении эксплуатации оборудования в 2013 году. По результатам ОКРа будет рассмотрено, насколько это всё успешно реализовано. Если действительно все сложится удачно, то следующая итерация – это внесение изменений в 36-й Приказ и установка новых требований к тахографу, возможно к 2018 году. Планируется, подчеркнул Хачатрян, синхронизироваться с коллегами из ЕПО и ЕС, с точки зрения их регламента, принятого в отношении нового тахографа ЕС, так называемого смарт-трахографа. В ходе своего выступления Хачатрян подробнее остановился на рассмотрении онлайн возможностей смарт-тахографа, сказав, что сегодня разрабатывается универсальная платформа, которая будет позволять в онлайн режиме получать реальную информацию, будут применяться протоколы СВУ или ЕГТС-2, дающие возможность внедрять дополнительный необходимый объем коммерческих данных.В качестве сети передачи данных планируется использовать систему ЭРА-ГЛОНАСС, что позволит повысить покрытие, монетизацию самой сети, так как она является защищенной и государственной.
В рамках своего выступления Хачатрян также отвечал на вопросы собравшихся участников конференции. Говоря о том, какие меры приняты к незаконным установщикам тахографов без СКЗИ, он отметил, что необходимо, прежде всего, разобраться в терминологии. По его слова, важно понимать, что у каждого устройства есть свое развернутое название, в частности, устройство по Приказу № 720 – это техническое средство контроля, осуществляющее регистрацию режимов труда и отдыха, а по Приказу № 36– техническое средство контроля, осуществляющее непрерывную, некорректируемую регистрацию режимов труда, скорости, маршрута движения. То есть это принципиально разные устройства, однако «в народе» их принято называть просто СКЗИ и без СКЗИ. Что касается мер, то их, сообщил Хачатрян достаточно много. Первая мера — это вообще исключение возможности эксплуатации такого оборудования. При этом были даны переходные периоды до 2018 года для сознательных перевозчиков, но, как оказалось, сознательных, чем дальше, тем больше. Производство тахографов по Приказу № 720 на момент вступления в силу Приказа № 36 составляло порядка 15-20 тысяч. Теперь же получается: чем ближе дата, тем больше тахографов произвелось задним числом. Поэтому и предлагается вообще исключить такое оборудование, хотя, безусловно, это будет не совсем честно по отношению к людям, добросовестно установившим приборы в срок. Вторая мера – введение норм КОАПа для мастерских. И третья– введение детальных требований к мастерским, механизмам их аккредитации и допуска. Отвечая на вопрос об аккредитации мастерских, Хачатрян также подчеркнул, что сейчас обсуждение данной проблемы ведется на площадке правительства, в правовом департаменте и, когда решение будет принято, его внесут на рассмотрение Госдумы.
Весьма сложным и неоднозначным назвал Хачатрян вопрос о необходимости замены тахографа в связи с изменением приказа Минтранса № 15. По его мнению, здесь следует обратиться к европейскойпрактике и российскимреалиям. Он напомнил о том, что на базе НП «Тахоцентр» недавно проходило совещание, на котором присутствовали производители. Перед производителями стоит задача в ближайшее время предоставить все документы на включение новой версии ПО. Все ониразработаны и соответствуют Приказу № 15, прошли соответствующие экспертизы и испытания. Следовательно, как заверил Хачатрян, уже после майских праздников в перечне появятся актуальные версии программного обеспечения, а дальше начнется длительнаяоперация рекламации — обновление программного обеспечения. Каждый производитель сам выпустит программу, и в течение года будет плавно обновлять версию программного обеспечения тахографа. Обновление программного обеспечения, которое происходит сейчас в мастерских – абсолютно нелегитимно. При этом сегодня производители тахографов пытаются исправить баги и проблемы, возникающие во время эксплуатации. Однако конечные версии, проходящие сейчас сертификацию ФСБ и всеиспытания, максимально выверены, а потому есть некая доля уверенности, что такая практика прекратится.
Говоря том, какие процедуры будут введены при признании тахографа средством измерения, как часто необходимо проходить поверку и что делать, если процедура калибровки не совпадает по срокам с поверкой, Хачатрян отметил, что на сегодняшний день тема со средствами измерения является довольно сложной. В России не так много экспертов в этой тематике, с точки зрения цифровых устройств. Многие забывают суть самого средства измерения и его назначение. Что касается проверочного периода, то производитель может его декларировать самостоятельно, помня, что максимальный срок равен пяти годам. Скорее всего, предположил Хачатрян, поверочный период для тахографистов составит порядка трех лет – этого времени хватит для того, чтобы его синхронизировать с заменой блока СКЗИ.
Рассуждая о позиции профессиональных перевозчиков, Хачатрян констатировал, что она, к сожалению, на сегодняшний день такова: соблюдение режимов труда и отдыха мешает КПД перевозки, поскольку при соблюдении приходится отдыхать, а значит, перевозка дорожает. В этом и заключается главная причина того, что они выступают против любого контроля над их деятельностью: чем больше контроль, тем тяжелее им. Многие профессиональные сообщества, за исключением, наверное, лишь единиц, хотели бы, чтобы их исключили, как сельхозпроизводителей, освободив от установки тахографов. Однако здесь необходимо понимать, что Правительство само рассматривает и одобряет данныерешения. Механизмы исключения определяются на уровне ФОИВов и ищутся максимально оптимальные.
Участников конференции интересовал вопрос об узаконивании получения карты водителя без предприятия. Хачатрян пояснил, что карта водителя обязана покупаться предприятием. Однако есть еще и механизм ходатайства, иными словами – предоставление официальнойбумаги на бланке, заверенной подписью, печатью, с указанием точного адрес предприятия. Данный механизм, по мнению Хачатряна, не должен вызывать проблем, поскольку если человек уже работает или планирует работать, он без труда сможет это ходатайство получить.
Затронул в своем выступлении Хачатрян и весьма актуальный вопрос о том, что делать водителю с картой при переходе с одного предприятия на другое. Здесь важно не допустить нарушение принципа цифровой тахографии «один водитель — одна карта». Хачатрян сообщил, что уже направлено письмо в ФНС, с просьбой дать разъяснения, какие механизмы можно использовать автотранспортным предприятиям для списания карты со своего водителя. Потому что списание – лицензированный вид деятельности, согласно 21-ому пункту 313-го Постановления Правительства. Предприятие не вправе карту передавать, ведь тогда это является сменой юридического владельца. Важно, чтобы в ФНС дали объемные разъяснения, которые позволили бы разрешить данное противоречие.
Отвечая на вопрос о том, допускается ли водителю какое-то время ехать без карты или с неработающим тахографом, вручную заполняя на ленте график труда и отдыха, Армен Гургенович ответил, что с неработающим тахографом можно ездить до окончания начатого рейса, а без карты ездить не разрешено.
Хачатрян дал несколько пояснений и относительно требований установки тахографов, которые распространяются только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортного средства. Следовательно, от физлиц установку приборов на их личный транспорт не требуют. Однако здесь нередко возникает подмена понятий, когда, например, физлицо приходит на предприятие, начинает возить товар этого предприятия, говоря, что это якобы его собственный. В этом случае он уже не может являться физлицом, поскольку работает для для нужд юрлица, и в транспортном средстве перевозится щебень, дрова, принадлежащие юрлицу. Получается, что такие водители работают «в черную» и благодаря тахографам удастся решить такого рода налоговые проблемы.
Материалы с сайта RNSinfo.ru